Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > О творчестве > Шедевры, ч.2
     
 

Шедевры. Часть вторая

Гора Сент-Виктуар

Гора Сент-Виктуар (Поль Сезанн, около 1886 г.)

Дата создания картины: около 1886 г.
Размеры: 67 x 92 см
Галерея Курто, Лондон

Небо написано почти так же насыщенно и сложно, как и ландшафт внизу. Кроме естественно ожидаемого синего цвета, здесь добавлены оттенки коричневого, зеленого и розового.

В этом месте одним мазком прорисована крыша небольшого строения, а несколько мелких красных штрихов углубляют цветовой эффект.

Ветвь, свисающая сверху, написана красными и черными полосками и помогает связать воедино землю и небо.

Зеленые и коричневые пятна на дне долины чередуются, становясь по мере удаления в перспективу менее яркими и создавая ощущение пространства. На поздних полотнах Сезанна часто можно увидеть гору Сент-Виктуар, возвышающуюся неподалеку от Экса. Художник писал ее много раз, в разных ракурсах. Эта картина имеет, помимо чисто художественного, и биографический интерес. Впервые ее показали на выставке в Эксе, в 1895 году, - картину тогда публика не поняла.

Правда, молодой поэт Жоашим Гаске отозвался о ней очень тепло, после чего получил этот холст в подарок с дарственной надписью Сезанна (вообще говоря, художник этого почти никогда не делал). Они стали друзьями, и позже Гаске написал о Сезанне книгу (опубликована в 1921 году). Подаренную же картину Гаске продал в 1908 году за 12000 франков. Эти немалые по тем временам деньги свидетельствуют о том, как стремительно росла слава Сезанна в самом начале XX века.


Пьеро и Арлекин (Масленица)

Пьеро и Арлекин (Поль Сезанн, 1888 г.)

Дата создания картины: 1888 г.
Размеры: 102 x 81 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Тяжелые портьеры отличаются густым насыщенным цветом, помогающим проявить грубоватую фактуру и тяжесть ткани.

Белоснежный костюм Пьеро дает Сезанну возможность проявить свое мастерство рисовальщика. Складки на белой ткани написаны оттенками зеленого и серого.

Костюм Арлекина украшен контрастным узором, состоящим из чередующихся красных и черных ромбов и создающим удивительно сильный эффект.

Стена позади двух персонажей тонко написана оттенками зеленого и находится в эффектном контрасте с насыщенным цветом их костюмов.

Это полотно совершенно не типично для зрелого Сезанна, который, как казалось, оставил в прошлом и романтические образы, и «игровые» сюжеты. И тем не менее, в конце 1880-х годов он написал несколько картин, изображающих фигуры в ярких карнавальных костюмах. Эти картины явились откликом на юношескую страсть сына, увлекшегося любительским театром.

Чаще всего на «театральных» картинах Сезанна присутствует лишь один персонаж (например - «Арлекин», ок. 1888); это полотно – исключение из правила. Арлекин на нем списан с сына Сезанна, а Пьеро - с его приятеля Луи Гийома. Судя по многочисленным подготовительным наброскам и этюдам, сделанным карандашом, акварелью и маслом, картина имела для Сезанна большое значение.


Мальчик в красном жилете

Мальчик в красном жилете (Сезанн, ок. 1890 г.)

Дата создания картины: около 1890 г.
Размеры: 79 х 64 см
Собрание Бёрля, Цюрих

Предплечье правой руки ненормально вытянуто, что подчеркивает томноеизящество позы.

Локоть левой руки изображен Сезанном так, будто состоит не из одного, а из несколько суставов, позволяющих согнуть руку сложнее обычного (не в виде буквы «V», а скорее — «W»).

Правое ухо мальчика неестественно увеличено, но при этом образует интересную форму, бросающуюся в глаза на фоне темно-каштановых волос.

Поддерживающая голову левая ладонь странно вывернута, и ее контур следует контуру щеки мальчика.

Сезанн редко нанимал натурщиков, но около 1890 года он создал серию портретов молодого крестьянского мальчика-итальянца, которому заплатил за позирование. Сохранилось четыре картины, написанных маслом (одна из них находится в Национальной галерее живописи в Вашингтоне), и две акварели. На всех картинах мальчик одет в красный жилет. Работы, составившие серию, относятся к числу самых тонких портретов Сезанна. Они прекрасно передают настроение и поражают богатством цвета. Американский искусствовед Мейер Шапиро, автор классической книги о Сезанне, описывал эти картины как «смелые, мощные, отличающиеся той выразительностью формы, которой мы восхищаемся в работах мастеров Высокого Ренессанса, и удивительной живостью и глубиной цвета».


Натюрморт с гипсовым Купидоном

Натюрморт с гипсовым Купидоном (Сезанн)

Дата создания картины: около 1895 г.
Размеры: 71 х 57 см
Галерея Курто, Лондон

«Реальная» синяя драпировка, на которой стоит тарелка, сливается с синей материей, изображенной на прислоненной к стене картине. Перья зеленого лука сливаются с ножкой стола на картине: таким образом, «реальное» и «искусственное», смешиваясь, образуют как бы новую «реальность». Помещенное на заднем плане яблоко одинаково по размеру с яблоком, лежащим на столе на переднем плане, что является нарушением законов перспективы. Правая нога Купидона бросает на подставку статуэтки косую тень, перекликающуюся по форме с правой луковицей.

Гипсовая статуэтка, которую Сезанн приобрел для этого натюрморта, сохранилась до наших дней - ее можно увидеть в музее художника в Эксе. Статуэтка эта не слишком крупна (она не достигает в высоту и 50 сантиметров), но та картине изображена так, что выглядит гораздо большей. Это один из самых непростых натюрмортов Сезанна. Его отличает прихотливая композиция.

Помимо гипсового Купидона, мы видим на холсте прислоненные к стене картины. Одна из них (ближняя к зрителю) - «Натюрморт с бутылкой мятного ликера» кисти Сезана, находящийся ныне в Национальной галерее в Вашингтоне.

На второй картине (в правом верхнем углу) изображена другая гипсовая статуэтка. Любопытно, что Сезанн пишет так, что порой очень трудно отделить «живые» трехмерные вещи (Купидон, фрукты и овощи, стол) от «плоскостных» (картины). Композиция составлена настолько необычно, что пространство в правой части картины словно сворачивается «наружу». Но, несмотря на всю необычность «построения», изображение великолепно сбалансировано и оттого не разваливается на части, а смотрится единым гармоничным целым.


Натюрморт с яблоками и апельсинами

Натюрморт с яблоками и апельсинами (Поль Сезанн, около 1900 г.)

Дата создания картины: около 1900 г.
Размеры: 73 х 93 см
Музей д'Орсэ, Париж

Покрытый плотным узором ковер образует изысканный задний план, характерный для поздних натюрмортов Сезанна.

Кувшин с цветочным узором по белому фону одновременно перекликается по цвету и со скатертью, и с фруктами.

Белая скатерть служит не просто фоном для разложенных на ней предметов, но интересна сама по себе — она выглядит живой, шевелящейся, переливающейся каскадом складок и теней.

Фрукты написаны Сезанном насыщенными оттенками красного и оранжевого.

Этот натюрморт Сезанна поражает симфонической глубиной и высочайшим мастерством художника в изображении обычных предметов - ковра, столовой скатерти, посуды, фруктов. Один из молодых художников посетил мэтра в 1898 году, когда тот работал над этой картиной, и позже вспоминал о том, с какой тщательностью раскладывал Сезанн отобранные для композиции предметы: «Сначала часть стола была прикрыта искусно сложенной скатертью. Затем Сезанн начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы они контрастировали друг с другом, и следя за проявлением дополнительных цветов: зеленого на красном и желтого на синем. Он до бесконечности передвигал и поворачивал фрукты, подкладывая для этого под них монетки в один и два су. Все это Сезанн проделывал неторопливо и аккуратно, и было видно, что это занятие доставляет ему истинное наслаждение».


Натюрморт с драпировкой и кувшином

Натюрморт с драпировкой и кувшином (Поль Сезанн, около 1899 г.)

Дата создания картины: около 1899 г.
Размеры: 55 х 74,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Неопределенные изгибы
Что это — складка салфетки или ободок тарелки? Сезанн намеренно создает визуальные эффекты, заставляющие зрителя задуматься над тем, что же он видит на самом деле.

Цветы и фрукты
Цветы и листья на кувшине написаны свободно, без предварительной разметки, с размытыми краями, образуя контраст с четкими контурами и геометрическими формами «реальных» фруктов.

Выпуклые складки
Складки драпировки составляют четкие треугольники, перекликающиеся с треугольной композицией, образуемой кувшином и фруктами. И не только с ней, но и с излюбленным мотивом Сезанна — горой Сент-Виктуар.

Открытые контуры
Овальные контуры (при том, что они четко прописаны) составлены из множества ломаных штрихов. Такой прием продиктован тем, что Сезанн не воспринимал формы застывшими. В результате края предмета слегка изменяются при каждом новом взгляде на них.

Фактура заднего плана
Темный задний план (за драпировкой) создан не одноцветным пятном, а отдельными штрихами розовато-лилового и пурпурного. Фон перекликается с драпировкой и контрастирует с оранжево-желтым тоном фруктов. Энергичные, разнонаправленные штрихи создают фактуру этого участка картины, делая задний план картины очень динамичным.

Цветные тени
Для моделирования форм художник использовал тени, написанные преимущественно не оттенками серого, а контрастными к основному цветами. Здесь розовато-лиловые тени контрастируют с лежащими на белом блюде желтыми и оранжевыми фруктами.

Позднейшие добавления
Сезанн не скрывал того, как он «делал» свой натюрморт. Напротив, он сознательно показывал «технологию» своей работы. Так, художник оставил конец белой салфетки недописанным, за ним виден край стола. Видно, как автор писал складки — с помощью энергичных параллельных мазков.

Этот удивительный натюрморт входит в серию, состоящую из шести работ, - объединяет их то, что в каждой из них изображены одни и те же предметы: узорчатая драпировка, расписанный кувшин, яблоки и апельсины на блюдах и на столе, белая столовая скатерть. Композиция картины отличается сбалансированностью и динамикой. Для нее характерны некоторые искажения, которые вообще можно назвать «фирменным знаком» натюрмортов Сезанна.

Задний план делится краем занавески, а предметы почти симметрично расположены вокруг кувшина, образующего вершину композиционного треугольника. Очевидны намеренные нарушения перспективы: стол и стоящее в центре блюдо как бы слегка опрокинуты и выгнуты. Таким способом Сезанн искусно связывает трехмерный мир с двухмерной плоскостью картины. Он умышленно отказывается от традиционного рассмотрения всех предметов натюрморта под одним углом. Автора интересует совсем другое - новые принципы художественной интерпретации. Эта работа служит прекрасным примером созданного Сезанном изобразительного языка, оказавшего сильнейшее воздействие на новые поколения художников.





 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.