Поль Сезанн - художник постимпрессионист
См. уничтожитель документов Geha www.artexgroup.ru .
Главная > О творчестве > Роль творчества Сезанна в развитии постимпрессионизма
     
 

Роль творчества Сезанна в развитии постимпрессионизма

Большая сосна (Поль Сезанн) Ранний период творчества Сезанна (1860-1872) считается условно романтическим или барочным. Живопись Сезанна тех лет резко отличается от того, чем занимаются его единомышленники. Так в отличие от К. Моне, интерес которого полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, Сезанн создаёт свой фантастический мир и пытается выразить в нём всю гамму человеческих страстей («Похищение», 1867 г.).

Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, художник не мог оставаться в рамках обычной созерцательности и правдивого отображения увиденного. Сезанн постоянно стремится акцентировать зрительское внимание на том, что считал главным в картине. С этой целью его фигуры деформируются, создаются композиции с неустойчивым равновесием, используются положенные большими массами насыщенные тёмные краски («В комнатах»). К концу 1860-х годов живописная манера Поля Сезанна меняется в сторону большей строгости и сдержанности композиции («Увертюра к «Тангейзеру» или «Девушка у пианино», 1867-1869).

Импрессионистический период творчества художника относится к 1872-1879 гг. Для него характерна приближённая к реальной жизни интерпретация образов, более светлая цветовая гамма, тонкая передача световоздушной среды. Основным жанром в творчестве художника становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения – природа. Сезанн часто работает в Овере, где начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее прочувствовать окружающую его природу. В работе над натюрмортами художник вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание оранжево-жёлтого и сизо-голубого тонов («Букет цветов в вазе»).

Сидящая женщина в голубом (П. Сезанн)В синтетический период творчества (1888-1899) Сезанн создаёт устойчиво-подвижный, цельный образ природы. Пластичные и гибкие мазки одновременно намечают пространство и создают форму. Они как будто цепляются друг за друга, формируя неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как и растительность, их окружающая, пронизаны воздухом и светом («Купальщики», 1890-1892).

Сезанн часто обращается к теме купания. В ней он видит выражение идеала свободного человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у художника образ отбрасывающей благодатную тень сосны. Перенося этот образ на холст, художник пытался решить проблему слияния предмета с пространством, окружающим его, и выразить ощущение меняющегося и вместе с тем вечно существующего мира природы («Большая сосна близ Экса»). Такой интерес к соотношению постоянного и изменяющегося ярче всего отразился в поздних натюрмортах Сезанна («Натюрморт с драпировкой»).

Портретные композиции Сезанна лишены индивидуальной, социальной и психологической характеристик, однако представленные на них люди всегда значимы, а порой даже монументальны («Курильщик», 1890-1896; «Дама в голубом», ок. 1899).

Всё чаще на полотнах Сезанна появляется изображение горы св. Виктории, выражающей символ неделимости и величия вселенной («Гора св. Виктории», 1900). 1900-е годы характеризуются появлением спонтанной живописи в творчестве художника. Композиция картины не продумывается заранее, она возникает в процессе работы словно сама по себе. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки («Голубой пейзаж», 1900-е, «Изгиб лесной дороги», 1902-1906).


Натюрморт с сахарницей.

Поль Сезанн. Картина Часовщик.

Поль Сезанн. Живопись В лесу.




 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.