Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > О творчестве > Роль творчества Сезанна в живописи
     
 

Роль творчества Сезанна в живописи

Поль СезаннПоль Сезанн написал больше восьмисот картин маслом, а также множество акварелей и рисунков. Это помимо огромного количества полотен, уничтоженных художником, который был крайне самокритичен и требователен к себе. Картины писались Сезанном долго, сосредоточенно и тяжело.

Что касается тематики творчества, то Сезанна на самом деле никогда не увлекали ни история, ни быт, ни экзотика, ни мифы. Не интересовали его и идеи – социальные, нравственные или религиозные. Творческое кредо Сезанна можно выразить одной фразой, принадлежащей Клоду Лантье: «… ничто не существует, кроме живописи, и пусть гибнет мир».

Живопись Сезанна возникла в переходную эпоху, связавшую воедино прошлое и будущее. Сезанн – «классик», который ниспроверг классическую систему живописи, а также новатор, который всегда помнил о «старых мастерах».

В зрелый период творчества Сезанн отвергает фантастические образы и мифологические сюжеты и мечтает продолжить традицию классической картины. Убеждённый противник копирования природы, он в конечном итоге признаёт лишь работу «на мотиве». Он считает нужным организовать натуру, внести в неё разумный принцип.

Поль СезаннНе пренебрегая никакими образцами (известен факт использования Сезанном картинок из дамского журнала), стремясь к грубой простоте заурядного, Сезанн является самым тонким живописцем своего времени, который сохранил сложность многослойного «музейного» письма. Сезанн был убеждённым станковистом и испытывал отвращение к стилизованным формам и модным увлечениям декором. И в то же время он делает первый шаг в сторону «опредмечивания» и «овеществления» живописного произведения.

Парадоксы творчества Сезанна – это парадоксы переходной эпохи – эпохи окончательного разлома классической картины мира и традиционных основ художественного познания. Для системы духовных ценностей Европы конца века было характерно ощущение временного сдвига, приближения не то крушения, не то возрождения.

Всю жизнь Сезанн мучился желанием создать что-то «непреложное». Сезанн мечтал о большом стиле – не выдуманном или стилизованном, а естественно порождённым новым восприятием природы. Гармонию в живописи художник хотел найти в живом общении с природой и закрепить в твёрдых правилах художественного мастерства. Это и было «новой классикой» художника. Он желал остаться с натурой, природой наедине, видеть её непредвзято и без посредников. Сезанна отличает в творчестве неимоверная серьёзность. Его не увлекает ни ироническая игра форм, не причуды фантазии, ни умозрительные идеи, ни переливы собственных чувств. В его работах чувствуется как огромный накал страстей, так и неимоверное терпение. Несомненно, что в живописи его периода творчество Сезанна заняло своё, совершенно особое место, и многое дало последующим поколениям художников.


Три купальщицы.

Музей д'Орсэ, http://ru.wikipedia.org

Натюрморт с бутылкой и корзиной с яблоками.




 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.