Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > О творчестве
     
 

Шедевры

Похищение

Похищение (Поль Сезанн, 1867 г.)

Дата создания картины: 1867 г.
Размеры: 89,5 x 115,5 см
Фитцвильям музей, Кэмбридж

Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами. "Похищение" - типичный пример картины в этом стиле. К концу 1860-х гг. живописная манера П. Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции (как например в картине "Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру").


Девушка у пианино
(Увертюра к "Тангейзеру")

Девушка у пианино (Поль Сезанн, около 1868 г.)

Дата создания картины: около 1868 г.
Размеры: 57,8 x 92,5 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина "Девушка у пианино" ("Увертюра к "Тангейзеру") написана в 1868-1869 годах. Сюжет ее напоминает о культе Вагнера, которому поклонялась художественная молодежь Франции.

"Увертюра к "Тангейзеру" начиналась Сезанном, видимо, так же спонтанно, как и другие его экспрессивные работы этих лет. Один из друзей Сезанна, Марион, рассказывает в письме: "Недавно он (Сезанн) за одно утро наполовину написал великолепный холст... Он будет назван "Увертюра к "Тангейзеру" (...). Эта живопись принадлежит будущему, как сама музыка Вагнера...
Вот эта работа.
Девушка за пианино; белое на синем; все на первом плане. Пианино написано широким мазком, повернутый в профиль старик отец сидит в кресле; в глубине комнаты находится мальчик, слушающий музыку с глуповатым видом. В целом впечатление свирепой и подавляющей силы..." Здесь описывается первоначальный вариант картины, исполнение которой, видимо, должно было соответствовать бурной музыке немецкого композитора. Спустя год тот же корреспондент сообщает: ".. У Поля имеется несколько крупных начатых полотен; он собирается снова работать над "Увертюрой к "Тангейзеру" в совершенно других, более светлых тональностях..." И в одном из следующих писем той же переписки Марион рассказывает: "Он вернулся к знакомому тебе сюжету "Увертюра к "Тангейзеру", однако в совершенно других и совсем светлых тональностях, все фигуры отличаются большой законченностью. Светловолосая головка девушки очень красива, написана с удивительной силой. Мой профиль получился очень похожим, к тому же он мастерски выполнен, без прежней резкости цвета и отпугивающей дикости других его работ. Пианино написано так же великолепно, как в первом варианте, а складки занавеси, как и обычно, поражают подлинностью".

Как видно из этого описания, следующий вариант картины был уже ближе к эрмитажному, но в нем было еще много подробностей - занавес, выразительный портрет Мариона.

Картина, которая находится в Эрмитаже, - это третий, окончательный вариант, две предыдущие не сохранились. В композиции возобладало спокойствие, уравновешенность, в ней нет и следова "свирепой и подавляющей силы", а, напротив, разлито спокойствие, окрашенное легкой печалью. Сезанн здесь подводит итог целой серии семейных сцен и портретов...

По материалам книги А. Перрюшо "Жизнь Сезанна" и послесловия К. Богемской


Жа де Буффан, бассейн

Жа де Буффан, бассейн (Поль Сезанн, ок. 1876 г.)

Дата создания картины: около 1876 г.
Размеры: 46,1 x 56,3 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Жа де Буффан, в переводе с провансальского означает "Жилище ветров", - название поместья в окрестностях Экса, приобретенного отцом художника в 1859 г.

Сезанн глубоко любил Жа де Буффан, в течение сорока лет остававшийся той гаванью, где находил покой его неугомонный, по временам бурный дух. Гостиную старого дома он превратил в мастерскую, украсив росписью. Запершись в этом своем ателье, сделавшимся его крепостью, он работал часами напролет.

В Жа де Буффан сохранился трехэтажный дворец времени Людовика XIV, служивший некогда резиденцией губернатора Прованса. Летом семья Сезаннов приезжала сюда по воскресеньям, пока не обосновалась более прочно. Жа де Буффан, действительно открытый всем ветрам, служил превосходным прибежищем в летний зной.

Одним из первых объектов живописи в Жа де Буффан стал большой бассейн, в котором можно было купаться, окруженный цветущими кустами, каштанами, раскидистыми липами, орешником и украшенный каменными львами и дельфинами. Главное внимание художника сосредоточено на пышной южной листве: на фоне зелени могучих старых лип четко рисуется беломраморная фигура дельфина.

В картине из собрания Кребса бассейн предстает наиболее привлекательным образом, так что видна не только сочная зелень, но и архитектурно-скульптурное убранство - немного комическое изваяние льва из желтого песчаника, задорно взметнувшего хвост вверх дельфина, каменные пилоны ворот, остаток какого-то старого сооружения с парными колоннами.

Любопытная и совершенно необычная для Сезанна подробность, запечатленная в картине: здесь можно видеть, как бассейн наполняется водой. Импрессионисты, сосредоточенные на мимолетностях, на скоротечном и преходящем, стремились не упускать из поля зрения таких подробностей, как движущаяся, струящаяся вода.

Этот пейзаж писался с натуры, и потому так точно передан в нем и серовато-голубой тон южного неба, и зелень Прованса, и его желтая почва. Соединение зеленых и голубых тонов - одна из наиболее трудных задач для любого живописца. Гармония этих тонов, усиленная вкраплениями светлой охры, делает "Жа де Буффан, бассейн" одним из шедевров колористического мастерства.

А. Костеневич. Неведомые шедевры (фрагмент)


Тающий снег в лесу Фонтенбло

Тающий снег в лесу Фонтенбло (Поль Сезанн, 1879-1880 г.)

Дата создания картины: 1879-1880 г.
Размеры: 73,6 x 100,6 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк

В 1879 г. Сезанн обосновался в Мелене, откуда часто ездил в Париж. В окрестностях Мелена он нередко писал пейзажи, иногда считалось, что именно там создан "Тающий снег". Зима 1879-1880 была довольно суровой и снежной, и неудивительно, что картина с изображением заснеженного леса воспринимается как результат пребывания Сезанна в Мелене На самом деле пейзаж написан не с натуры, а по фотографии, возможно в Париже, куда художник перебрался 20 декабря 1879 г., причиной послужило отсутствие угля для отопления.

Фотография, которой воспользовался Сезанн, сохранилась, и сравнение с ней хорошо показывает, что он меньше всего хотел действовать как копиист, хотя и сохранил все композиционные основы черно-белого отпечатка. Однако, он опустил все мелкие подробности, отчего пейзаж стал монументальнее и величественнее. Фотография была удобна художнику, потому что она позволяла ему "сочинить" колорит картины.

Картина проходила на распродаже Дориа в 1899 г. Сразу после этого аукциона в Париже много говорили о Сезанне и его картине, цена которой достигла рекордной для того времени суммы - 6750 франков - и была приобретена Клодом Моне. По всей вероятности, Моне сознательно поднимал цену, чтобы возбудить интерес к живописи мастера, которую он ставил чрезвычайно высоко. Известный коллекционер Виктор Шоке также очень высоко ценил картину "Тающий снег".

А. Костеневич. Поль Сезанн и русский авангард начала XX века (фрагмент).





 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.