Поль Сезанн - художник постимпрессионист
     
 

Эмиль Золя

Поль Алексис читает Эмилю Золя (Поль Сезанн, 1861-1870 г.)Со знаменитым французским литератором Эмилем Золя (1840— 1902) Сезанн подружился еще во время совместной учебы в коллеже в Эксе. Серия романов Золя, посвященных семье Ругон-Маккаров, стала настоящей «энциклопедией» французской жизни, а ее автора сделала знаменитым. Живо интересовался писатель и современным искусством. Его обзор художественной выставки 1866 года с горячей защитой живописи Эдуара Мане наделал по выходе много шума и превратил Золя в одного из самых «громких» пророков импрессионизма.

Дружба Золя и Сезанна рухнула в 1886 году — после публикации романа Золя «Творчество». Главный герой романа, художник Клод Лантье, был скопирован автором с Поля Сезанна. «Он не является важным художником, — писал Золя, — но это творец с чрезвычайно большими запросами, который жаждет вместить всю природу в одно-единственное полотно и который умирает за этой попыткой». Сезанн узнал себя и был оскорблен тем, что его ближайший друг выставил напоказ и подверг безжалостному анализу самые слабые стороны его характера.

На присылку романа он отозвался краткой запиской с ироничной благодарностью и больше с Золя не общался. Впрочем, когда Золя погиб в 1902 году (официальная версия: он случайно отравился во сне дымом из неисправного камина), Сезанн заперся в мастерской и, по словам мемуариста, «плакал, скорбел и горевал целый день».

Камиль Писсаро

Поль Сезанн и Камиль Писсарро в Понтуазе (1877 г.)Сезанн, осваивая пейзажную живопись, видел надежного наставника в терпеливом и благодушном К. Писсарро (1830-1903). Камиль был не только на девять лет старше и гораздо опытнее, но, очевидно, обладал качествами прирожденного учителя и замечательно тонкого, доброжелательного критика. Так же он был, скорей всего, единственным, у кого хватало выдержки мириться с иногда несносным нравом Поля. Некоторое время Сезанн вместе с женой и ребенком жил и творил у Писсарро в Понтуазе (1872-1874). Сезанн копировал картины Писсарро, чтобы лучше понять технические и цветовые приемы старшего коллеги. Результатом пребывания явилось то, что пейзаж и натюрморт стали привлекать его больше, чем вымышленные сюжеты (до этого он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей – К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуара).

Писсарро распознал самобытность сезанновского таланта. Он утверждал, что Сезанн обладает уникальным видением. Рассказывая об их творческих отношениях, Писсарро вспоминал: «Мы всегда были вместе, но каждый оберегал то единственное, что действительно имеет значение, - свои собственные ощущения».

Писсарро был единственным художником, который участвовал во всех восьми выставках импрессионистов, и, кстати, считался духовным наставником этого движения. Последняя, восьмая, показавшая уже глубокое различие манер живописцев этого направления, была организована в 1886г. на улице Лафит. На ней, в частности, было представлено полотно Жоржа Сёра «Воскрестный полдень на острове Гранд-Жатт», исполненное в технике дивизионизма (от фр. divider - разделять), или пуантилизма (от франц. point - точка), созданной им вместе с Полем Синьяком.

С 1895 г. у Писсарро ухудшается зрение, он вынужден отказаться от работы на пленэре и начинает писать виды Парижа из окон своей мастерской. Творческое наследие художника составляют главным образом пейзажи.

Амбруаз Воллар

Портрет Амбруаза Воллара (Поль Сезанн, 1895 г.)Первая персональная выставка Сезанна состоялась в галерее известного коллекционера и торговца картинами Амбруаза Воллара (1867— 1939), неизменно поддерживавшего представителей модернистского искусства. Воллар начинал как адвокат, потом увлекся живописью, пробовал сам писать, но, в конце концов, сосредоточился на торговле произведениями искусства.

В 1893 году он открыл собственную галерею в Париже, и Сезанн стал первым художником, представившим в ней свои работы. Немалую помощь в организации выставки оказал тогда нашему герою Камиль Писсарро. Воллар свято верил в гений Сезанна и постоянно покупал его работы. Он не прогадал — когда популярность сезанновского творчества выросла, он очень выгодно распродал эти холсты. Картина Мориса Дени «Похвала Сезанну» написана как раз в галерее Воллара. Помимо Сезанна, Воллар высоко чтил Пикассо и Матисса.

Их персональные выставки тоже были устроены в его галерее — соответственно в 1901 и 1904 годах. Занимался Воллар и книгоизданием, выпуская иллюстрированные книги и буклеты с репродукциями полюбившихся ему художников. Делал он это часто себе в убыток.



Дома среди деревьев81

Поль Сезанн. Дом повешенного

Портрет отца1885




 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.