Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Галерея > Поль Сезанн в музеях
     
 

Музей д'Орсэ, Париж

Musee d'Orsay

Музей д'ОрсэМузей изобразительных и прикладных искусств, один из прекраснейших во Франции, расположен на левом берегу Сены, напротив сада Тюильри и другого известного художественного хранилища - Лувра. Если вы, будучи в Париже, не успели прогуляться по Лувру - это досадно. Но если вы не посетили музей д'Орсэ - можно считать, что дух Франции остался вам неведом.

Музеем здание стало в 1986 г., а изначально было построено как железнодорожный вокзал и примыкающий к нему отель. Вокзал, спроектированный архитектором Виктором Лалу, был открыт 28 мая 1900 г. и стал первым в мире электрифицированным вокзалом. Д'Орсэ обслуживал направление Париж — Орлеан. Но уже к 1939 г. движение поездов с вокзала практически прекратилось, отель закрылся в начале 1973 г., а спустя пять лет здание получило статус исторического памятника.


Музей д'Орсэ - одно из крупнейших в мире собраний живописи и скульптуры (в основном французской) периода 1848—1914 г. Нечасто можно встретить такую гармонию между архитектурой музея и его экспозицией. Сохраненный в максимальной неприкосновенности вокзал эпохи модерна с его галереями, стеклянной крышей и гигантскими часами на противоположном от входа торце составляет единое целое с прикладным искусством "art nuveau", живописью французских символистов, и гордостью экспозиции - картинами импрессионистов, постимпрессионистов, неоимпрессионистов: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, Ж. Сёра, П. Синьяка, А. Матисса и других. В музее можно даже увидеть по одной картине русских художников И. Репина и В. Серова.

Творчество П. Сезанна представлено 56 полотнами разных периодов. Среди них знаменитый натюрморт с яблоками и апельсинами, автопортрет на розовом фоне, «Купальщики», «Игроки в карты», «Портрет Гюстава Жеффро», «Кухонный стол» и др.

По материалам сайтов http://fr.iatp.org.ua и http://ru.wikipedia.org

Галерея Тейт, Лондон

Tate Gallery

Британская галерея ТейтCвыше шестидесяти тысяч произведений искусства: живопись, скульптура, рисунки, гравюры – хранятся в государственном национальном музее Лондона, галерее Тейт. Делится она на две части: Британская галерея Тейт (Tate Britain), еще ее называют старая галерея Тейт, и Современная галерея Тейт (Tate Modern).

Галерея Tate Britain (до 2000 года National Gallery of British Art) была открыта в здании фабрики, построенном на средства сахарозаводчика Генри Тейта на северном берегу Темзы, в 1897 году. Здесь собрано английское искусство 16–19 вв. и зарубежного 19 века. Основа коллекции – частное собрание сэра Генри Тейта (1819–1899) картин английских художников.

Галерея неоднократно достраивалась. В 1926 в новом здании разместилось собрание иностранной живописи. В 1979 были открыты залы для коллекции современного искусства, в 1987 – галерея Клор (Clore Gallery), специально построенная для произведений Тернера (1775–1851), который завещал свои полотна Англии при условии, что все они будут сохранены как единая экспозиция. Сэр Чарлз Клор (1904–1979) предоставил средства для строительства галереи.

Современная галерея ТейтСовременная галерея Тейт была открыта в мае 2000. Первейший экспонат галереи, которую швейцарские архитекторы Херцог и де Мерон перестроили из давно заброшенной электростанции, – она сама. Основными элементами электростанции-галереи являются труба высотой 99 м, турбинный зал высотой 35 м и длиной 152 м и параллельное ему помещение котельной. Турбинный зал выполняет роль вестибюля и главного выставочного зала. Вместо котельной устроены меньшие галереи.
На крыше установлен двухэтажный застекленный пентхаус, известный как "луч света". Там расположены ресторан и VIP-зал. На вершине трубы помещен цветной светильник по проекту художника Майкла Крейг-Мартина, названный "Швейцарский фонарь".

Современная галерея Тейт отошла от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. Коллекция состоит из четырех больших разделов: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело». Авторы экспозиции соединяют различные направления: работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видеофильмами.

В залах старой галереи Тейт можно составить полное представление о том, что такое английская живопись, каковы основные этапы и направления художественной жизни в стране, увидеть работы У. Хогарта, Р. Уилсона, Дж. Стаббса, У. Тернера и др.

Коллекция зарубежного искусства начала формироваться в 1917. Этот раздел хронологически начинается с живописи французских импрессионистов и постимпрессионистов и обладает обширным собранием мастеров этих направлений. Здесь можно ознакомиться с творчеством К. Моне, К. Писсарро, А. Сислея, Ж. Сёра, А. Матисса, Ф. Леже и, конечно же, П. Сезанна. Картины Сезанна, выставленные в галерее (а их 6), относятся к позднему периоду творчества художника и написаны с 1875г. по 1906 г. Это «Аллея в Жа де Буффан» (ок. 1875), «Натюрморт с кувшином воды» (1892), «Купальщики» 1898, «Подвалы Шато Нуар» (1900-6), «Гора св. Виктории» (1905-6), «Портрет садовника» (1906). Можно увидеть работы и русских художников: «Динамический супрематизм» К. Малевича, «Битва» В. Кандинского, «Портрет старого человека» И. Репина.

По материалам сайтов http://www.london-info.ru, http://www.tate.org.uk и http://www.archi.ru

Государственный эрмитаж, Санкт-Петербург

Екатерина IIВ результате политического переворота 28 июня 1762 года Екатерина Петровна становится императрицей Екатериной II. Современники и потомки ее назовут Великой, а эпоху ее царствования - "блестящим веком". Екатерина II, увлеченная идеями европейского Просвещения, приказывает переделать пышные интерьеры Зимнего дворца согласно вкусам времени. Рядом с дворцом, для "приятных развлечений и веселых забав" возводится здание, которое она называет "Эрмитаж", что в переводе означает "приют отшельника". Картины, бронза, резные камни, украшавшие ее "пустыньку", вскоре не вмещаются в комнатах Малого Эрмитажа, и для увеличивающихся коллекций строится новое здание - Большой Эрмитаж. Покупая в Европе произведения знаменитых мастеров, подчас целые картинные галереи, Екатерина II внушает Европе - королям, философам, банкирам - что Россия процветает и благоденствует под скипетром могущественного монарха.

Александр I, внук Екатерина II, даровал Эрмитажу статус дворцового музея и разрешил допуск публики. Вкусы императора, предпочитавшего французскую живопись, отразились в первых его приобретениях: 10 картин пейзажиста Г. Робера и 5 полотен Ж. Верне. В 1814 г. в Амстердаме, Александр I проявил отменный художественный вкус при осмотре коллекции английского банкира Кузвельта. Он отобрал для Эрмитажа такие картины, как "Портрет Оливареса" Веласкеса, "Юность Мадонны" Сурбарана, "Натюрморт" Переды. Так же как когда-то Екатерина II, ее внук поручает своим агентам - дипломатам, военным - приобретать произведения искусства за границей. Активные покупки работ русских художников позволяют открыть в Эрмитаже Галерею русской школы живописи.

Император Николай I "положил быть открытию" первого публичного художественного музея в здании Эрмитажа в 1852 г. Жизнь Императорского Эрмитажа была упорядочена утвержденной в 1851 г. "Инструкцией по управлению музеем". Музей находился под управлением министра императорского двора генерал-адъютанта графа В.Ф. Адлерберга. Штат сотрудников состоял из 31человека (не считая 90 человек обслуживающего персонала). Музей был разделен на два отделения:
I Библиотека, рукописи, эстампы, гравюры, монеты, медали, резные камни, расписные камни и древности.
II Собрание картин, рисунков, скульптуры, собрание драгоценных вещей и Кабинет Петра Великого.

Зимний дворецКоллекции «современного» Эрмитажа представлены в Главном музейном комплексе и в отдельных экспозиционных и выставочных центрах в Санкт-Петербурге, городах России и за рубежом. В настоящее время коллекции Эрмитажа насчитывают более двух с половиной миллионов экспонатов. В их числе около пятнадцати тысяч картин, двенадцать тысяч скульптур, шестьсот тысяч графических произведений, свыше шестисот тысяч археологических памятников, один миллион монет и медалей и двести двадцать четыре тысячи памятников прикладного искусства. Для обозрения открыто более трехсот пятидесяти залов.

Один из старейших и самый крупный отдел музея – отдел западноевропейского искусства. В его состав входят шесть секторов: живописи XIII-XVIII веков и живописи XIX-XX веков, рисунков, гравюр, прикладного искусства, металла и камня. В отделе работает 76 сотрудников, в фондах отдела хранится около 600 000 экспонатов. Постоянные выставки западноевропейского искусства занимают в Эрмитаже около 120 залов. Именно в этих залах и можно увидеть картины П. Сезанна (всего 18). Среди них «Курильщик», «Натюрморт с драпировкой», «Девушка у пианино», «Букет цветов в голубой вазе» и др. В этом же отделе можно еще увидеть Дега, Моне, Писсарро, Ренуара, Гогена, Матисса и многих

третьяковская галереядругих.А самый молодой отдел в музее – истории русской культуры. Был основан в апреле 1941 года, но окончательно оформился после Великой Отечественной войны. В отделе работает 34 сотрудника, выставки отдела занимают свыше 50 залов, фонды насчитывают более 300 000 экспонатов. В собрании Эрмитажа находится уникальная коллекция живописных интерьеров Зимнего дворца до пожара 1837 года, исполненная учениками А. Венецианова. Собрана огромная коллекция портретов. Примером парадного портрета александровского времени является портрет самого императора работы Ф. Жерара. Романтическим ореолом отмечены портреты участников наполеоновских войн В. Апраксина и П. Чичерина (художники Н. Крылов (не путать с баснописцем И.А. Крыловым) и А. Венецианов). Портретную галерею видных государственных деятелей, писатейлей, артистов, художников дополняют акварели П. Соколова, В. Гау, А. Брюллова. Чтобы посмотреть на других русских художников, надо обязательно посетить Третьяковскую галерею в Москве. Кстати, фасад ее сооружен по рисункам русского художника В.М. Васнецова.

По материалам сайта http://www.hermitagemuseum.org, www.istorya.ru

Список некоторых музеев, где можно увидеть картины П.Сезанна:

Галерея Курто, Лондон
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мемориальная галерея Филипс, Вашингтон
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Музей Бруклина, Нью-Йорк
Музей Малого дворца, Париж
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Музей Фолькванг, Эссен
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Музей Фицуильяма, Кембридж (Великобритания)
Национальная галерея, Прага
Национальная галерея, Осло
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Новая Национальная галерея, Берлин
Собрание Бёрля, Цюрих
Собрание Эмиля Георга Бюрле, Цюрих
Фитцвильям музей, Кэмбридж
Художественный музей, Берн

По материалам сайта: http://www.museum-online.ru


Cezanne - Self-Portrait with Rose Background

Поль Сезанн (Овер-сюр-Уаз, 1874)

Вид Овера (Поль Сезанн, Ок. 1874 г.




 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.