Светотень
(по-английски и итальянски chiaroscuro, по-французски clair-obscur, по-немецки hell-dunkel)
Светотень – это правильное распределение темных и светлых зон на объекте, которая обусловлена фактурой и формой поверхности его освещением, что позволяет зрительно ощущать рельеф и объем. Светотень с живописи и графике – это распределение цветов разной степени яркости или оттенка одного цвета, что делает нанесенное изображение выпуклым и объемным.
С помощью светотени можно не только выявить объем предмета, его расположения и характер среды, но и четко показать эмоциональную выразительность. В скульптурах, архитектуре и предметах декоративно-прикладного искусства, светотень не наноситься, а зависит от освещения и пластики – вогнутости, выпуклости, игры тени и света, нюансное и контрастное соотношение, от шероховатой и гладкой фактуры поверхности. В живописи и графике она служит не только для определения структуры, объема, качества т характера поверхности, но и передает состояния атмосферы и изменчивой среды.
Светотень – это средство композиционного построения. С ее помощью удается выразить замысел произведения. Светотень, это средство, которое обладает эмоциональным воздействием, которое может передать не только постоянное свойство материального мира, но и атмосферное состояние. Использование в произведениях искусства светотени можно увидеть еще на работах античных живописцев. Разработкой теории светотени начал заниматься еще Леонардо да Винчи, и с тех пор, ее использовали все художники в своих работах.
Светотеневая градация во многом зависит от атмосферного состояния, особенности и формы предмета, его объема, а также силы освещения. В качестве градации светотени выступают тень, свет, полутень, блик и рефлекс.
- ссвет – ярко освещенная поверхность источником света;
- блик – пятно света на ярко освещенной глянцевой поверхности, когда там еще присутствует зеркальное отражение;
- тень – слабо освещенный или вообще неосвещенный участок объекта. Собственные тени – это тени на неосвещенной стороне, а такие тени, которые объект отбрасывает на другую поверхность, называются падающими;
- полутень – это слабая тень, которая может возникнуть в случае, если на объект направлены несколько источников света под небольшим углом;
- рефлекс – это светлое пятно в области тени, которое может образоваться от падающего луча отраженного от другого объекта.
В каждом отдельном случае элемент светотени должен получать свою индивидуальную пространственную форму, светлоту, положение и величину. При произведении передачи светотени, мастер кисти легкими штрихами отмечает границу тени и света, старается передать градации полутонов, которые переходят от тени к свету и наоборот, после чего он сравнивает все тени и получает характер связи между каждым элементом светотени.
Светотеневое соотношение.
|
Ослепление Самсона. Рембрандт.
|
Святой Пётр в тюрьме. Рембрандт.
|