Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Северные письма


Рождество Христово (Северные письма, XVII в.) История искусства Древней Руси имела условный термин, обозначение которого называлось "Северными письмами". Им обозначали происхождения родственных по своему стилю иконописных произведений, которые писали живописцы русского Севера 15-18 веков. Отличительная их особенность заключается в частом применении декоративности, апокрифов, примитивные и грубоватые образы, проста приемов живописи.

В самом начале, Северные письма имели демократичное направление живописной школы Новгорода. Для северных мастеров иконописцев, привезенные иконы служили образцом для подражания, подлинниками. Иконопись, которую привозили в 15-16 веках на Севере, и творчество здешних мастеров, послужили основой зарождения местного иконописания. Большинство из иконописцев того времени работали прямо при монастырях и местные живописцы обучались такому виду искусства при совместной работе с приезжими иконописцами. Начинался процесс освоения этого уникального ремесла и процесс его познавания.

Местные иконописцы 16 столетия полностью зависели от больших художественных центров. Как образцы для их творчества им служили иконы из самых разных школ художества. Именно поэтому, в местной живописи 16 века можно разглядеть синтез самых разных направлений этого стиля. В 16 веке отмечается выраженное влияние иконописи московской школы и одновременно с этим начинали зарождаться и местные художественные традиции, в частности устюжские, обонежские, карельские и другие «письма».
Чудо о Флоре и Лавре (XVI в.)
В этот же период наблюдался пантеон самых почитаемых святых: Святитель Николай, Савватий и Зосима Соловецкие, Никодим Кожеозерский, Антоний Сийский, Александр Ошевенский, а также праведники Прокопий Устьянский и Артемий Веркольский. Самым популярным был святитель Николай, почему и гласит народная молва: « От Холмогор до Колы 33 Николы». Икона Николая Чудотворца находилась почти в каждом храме Севера.

Помимо этого начали появляться целые династии иконописцев, представителями которых являются Зубовы, Струнины, Максимовы, Чалковы, Богдановы-Карбатовские. На севере, благодаря архиепископу Афанасию появилось Ремесленное объединение иконников, в составе которого трудились 12 иконописцев. Самым известным из них являлся Иван Васильевич Погорельский (1677-1755 гг.)

Соловецкий монастырь, Сурский, Антониево-Сийский, Красногорский – это крупные центры иконописи на Севере Руси. Только в одних Соловках в 17 столетии работало 45 иконописцев. Народная роспись по дереву усилила демократическую основу Северных писем, в которых основной частью являются «крестьянские письма». Их отличие заключается в простоте и лаконизме иконописного образа. Очень часто на иконах встречаются незамысловатые рисунки, неумелые построения пропорций фигур на плоскостях, нарушенную технологию живописи. Это произошло в результате того, что иконописцы, которые произошли из крестьян, часто получали непрофессиональное обучение и работали не с лучшими примерами. Проконтролировать качество иконописания, в виду отдаленности регионов, практически было невозможно.

Положение во гроб (XV век)
Положение во гроб.
XV век.

Рождество Христово (конец XVII — начало XVIII в.)
Рождество Христово.
Конец XVII — начало XVIII века.

Святой Николай (XVI век)
Святой Николай.
XVI век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.