Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Мексиканская школа живописи

Сбор сахарного тростникаК мексиканскому изобразительному искусству 20-го в. относится графика и монументальная живопись. Представители мексиканского Ренессанса: Х.К. Ороско, Д. Ривера, Д.А. Сикейрос. Течение представляет собой народное искусство, преисполненное прогрессивных, революционных идей и пропитанное национальными мотивами. Мастера изобразительного искусства школы проникались интересом к возрождению искусства прошлого: майя, ацтеков, итальянского Ренессанса. Тенденция типизации социальных явлений, стремление разгадать причины и следствия исторических событий воплощаются в творчестве мексиканской школы живописи, где главная роль отведена народу.

Становление и развитие мексиканской школы монументализма было ориентировано на поиски стиля, которые происходили совместно с исторической и социальной жизнью Мексики 1910-х.

Значительную роль в культуре страны сыграла мексиканская революция (1910—1917), без которой переход от посредственности и подражательства образцам до настоящей революционности и самобытности был бы невозможен. Вместе с тем, в искусстве должно быть отведено место общечеловечности, обеспечивающей ему один уровень с искусством мирового масштаба. Монументальная живопись в мексиканской школе представляет собой производное революции и ее хроники. Благодаря ей были запечатлены наиболее яркие моменты исторической и революционной действительности в Мексике, отображены плоды революции (1910-1917), создан образ нового человека, воздано должное красоте родной страны.

Новая демократия (Д. Сикейрос)До 20 в. искусство Мексики было ориентировано на Европу: на Испанию и Фландрию в колониальную эпоху (16-19 в.), в 19-м в. - на Францию. Это объясняет, почему в произведениях художников не отражались индейские мотивы. Персонажи, наделенные чертами индейцев, встречались в искусстве колониальной эпохи, основанной на европейской культуре, а художники использовали образ индейца как этнографический материал, в связи с невозможностью абсолютного игнорирования мексиканских реалий, а не по причине их переосмысления. Последствием мексиканской революции становится новый тип героя - человек народа, индеец. Обращение к данному образу и было целью монументальной живописи.

Начало развития и расцвет мексиканской монументальной живописи охватывает 1920-е годы и достаточно глубоко связан с именем Хосе Васконселоса (писатель и философ, 1882-1959 г.). С 1921 по 1924 г. Васконселос был министром просвещения, а оставив свой пост, содействовал становлению культурной жизни страны. Художники получали возможность работы над росписью зданий Мексики, отведенных под официальные учреждения. Ривера и Ороско впечатляют гармоничностью своих фресок, в которых еще не иссякла надежда на революционные перемены.

В передовом обществе художников формируется новый тип "ваятеля", воспринимающего творчество в качестве средства политической борьбы, а свою деятельность - связанной с коммунистической партией Мексики. В 1922 г. под началом Сикейроса был создан "Революционный синдикат работников техники и искусства"; мастера изобразительного искусства Ривера, Ороско и Сикейрос приступают к росписи в столичной Национальной школе, а затем их деятельность распространяется.

Ленин и Троцкий, вожди революции (фреска Д. Ривьеры)В эпической росписи Риверы возрождаются мотивы и приемы античного мексиканского искусства, свидетельствующие о внедрении традиций итальянского Ренессанса; в них объединена мощная пластика фигур и общие орнаментально-плоскостные средства выражения. Произведения Ороско изобилуют острой экспрессией и в некоторой мере привязаны к абстрактным и символическим средствам выражения. В росписях Сикейроса преобладают драматизм и динамика, пространственные эффекты, оказывающие интенсивное воздействие на зрителя. В 50-60-х г. 20-го в. в мексиканской монументальной живописи доминирует творчество, которое сопровождается изысками архитектуры (декорации из мозаики, мозаичный рельеф, роспись). В качестве примера единения живописи, скульптуры и архитектуры можно рассматривать монументальное декоративное сооружение Сикейроса "Полифорум" (1971 г., Мехико).

Росписи, созданные в Мехико, Чапинго, Куэрнаваке, Гвадалахаре, Национальном дворце и подготовительной школе, представляют собой выдающееся явление монументального искусства 20-го в. Новаторским подходом того времени считалось использование приемов кино, с такой же позиции воспринимался фотомонтаж, динамика композиции. Примером тому могут служить фрески Сикейроса. Недостатками творчества мексиканской школы можно считать схематизм, чрезмерную политизированность, проявления экспрессионистической деформации.

Творчество трех великих мастеров Мексики сплотилось в революции и до настоящего времени пребывает на службе у человечества, убеждая в правоте гуманистических идеалов, побуждая к активной жизненной позиции, ярко и красочно отображая действительность. Искусство ведущих мастеров мексиканской монументальной живописи выступает эффективным средством становления прогрессивных сил в сложной политической ситуации современной Латинской Америки. Творчество мексиканской школы имело значительное влияние на искусство Европы и США.

Повстанцы из отряда Салаты (Х.К. Ороско)
Повстанцы из отряда Салаты.
Х.К. Ороско.

Первомайская демонстрация в Москве
Первомайская
демонстрация в Москве.
Фреска Диего Ривьеры.

Рабочий класс (Х.К. Ороско, фрагмент фрески, 1922-1927 г.)
Рабочий класс. Х.К. Ороско.
Фрагмент фрески в
Национальной подготовительной
школе в Мехико. 1922—1927 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.