Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Марина


Происходит от латинского marinus — "морской".

В бурю (И.К. Айвазовский) Жанр изобразительного искусства, посвященный морскому пейзажу, изображающий морские сражения и другие события на фоне моря. Марина - разновидность пейзажа, воплощение морской стихии в определенном ее проявлении, изображает борьбу человека с морской стихией.

Как вид ландшафтной живописи, заняла особое положение в искусстве Европы 17 века. Марина - средство иллюстрирования морских сражений; первоначальная цель - отображение крупных исторических событий на море, подробное воспроизведение военного флота, для которого только море является декоративным оформлением. Пик развития марины в голландской живописи происходит в 17 веке. Голландские маринисты - Л. Бакхёйсен, С. де Влигер, Я. ван де Каппелле, Я. Порселлис, Х. Сегерс, В. ван де Велде правдоподобно воспроизводили морскую стихию, сопровождавшую жизнь рыбаков, трудились над созданием парадного типа марины, где основное место отведено судам со стаффажными фигурами, в широком плане реализовывали величие морского пространства. Наиболее известные маринисты 18-19 в.: К.Ж. Берне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония), У. Тёрнер (Англия), Х.В. Месдаг (Голландия); И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов (Россия).

Представителями советской школы маринистов: И.Ф. Титов, В.В. Мешков, Э. Калнынь. Современная марина реалистично воспроизводит морскую стихию.

Марина в живописи малых голландцев.

У истоков марины - фламандские живописцы под началом великого Питера Брейгеля Старшего, но пик развития марины и ее наивысшие достижения - заслуга голландской школы. Вначале маринисты занимались "портретированием" кораблей и изображением событий, вошедших в историю - военных сражений или прибытий высокопоставленных политических лиц.

Бурное море (Абрахам Виллартс)Сюжеты, посвященные морской стихии, сохраняются на протяжении 20 в.. На первом плане - море, тесно связанное с деятельностью человека. Марина в чистом виде - море без судов и стаффажа - выходит в свет лишь в 19 в.. Развития жанра начинается картиной сражения испанского флота с голландским 1573 г. Андриса ван Эртфелта (Фламандия). Картину можно рассматривать как пример событийной марины, но в романтическом варианте, исторически не подтвержденном.

"Бурное море" А. Виллартса (1669 г., Утрехт) - очередной шаг в развитии жанра. Художник изобразил надвигающуюся бурю: крутые волны, с вершин которых слетает пена, нависающие тучи и крушение кораблей. Морское чудовище и брошенная ему в жертву бочка - дар моряков с просьбой умилостивления стихии - тень прошлого. Виллартс пытается воспроизвести и морскую атмосферу, и колорит моря - при помощи единого цветового сочетания - серых и зеленых тонов. Дата создания картины - 1626 г., но в ней уже отражается влияние тоновой живописи в лице Яна Порселлиса.

Ян Порселлис (1584—1632 г., г. Заутервауде) - фламандского происхождения, но в его произведениях марины жанр обретает истинно голландские черты. Отвергнув многосложную композицию и пестрый колорит предшественников, Порселлис становится автором картины, где вода и небо возведены в главную роль, а корабли выполняют функцию стаффажа, и вся композиция выполнена в серо-серебристом цвете. Его лучшая картина - это "Море в пасмурный день". Автор блестяще отобразил типичное голландское небо, всегда затянутое тучами, беспокойные волны, набегающие на голландские берега.

Море в пасмурный день (Ян Порселлис)Темное, мрачное, беспощадное море и "осунувшееся" небо восприняты, словно душой моряков, выживающих в борьбе с непокорной стихией, возможно, тех, кого нет сейчас рядом с ожидающими на берегу. Лодки и корабли отсутствуют на переднем плане, вместо них перед глазами открываются две бесконечные стихии - морская и небесная. Роль предметов в произведении больше сведена к точкам отсчета для пространства, которое заполонило картину, чем для объектов, выполняющих главную роль в произведении.

Однако лишь в быстром плавании и глубокой осадке кораблей можно уловить ощущение жизни и предельного напряжения в борьбе человека с морской стихией.

Морская гладь и атмосфера над ней, насыщенная водяными парами, светом, тенью, рефлексом, составляли такую среду воздуха и света, благодаря которой все предметы были окрашены в серо-серебристые цвета, утрачивали четкие контуры и растворялись в ней. В морской стихии было удобно реализовать явления тонального единства составляющих на фоне морских вод и воздушного пространства.

В 1640-е вышли в свет картины Симона де Влигера, одна из которых - картина "Волнующееся море с парусными судами". Это масштабные торжественные произведения, в которых выстраиваются корабли, подчеркивая глубину вод и даль горизонта, а вместе с тем - праздничный покой. В композициях Влигера влажность моря насыщается светом. Создается впечатление, что солнце так и озарит все своими пылающими лучами, показываясь из-за облаков, как это изображено в произведениях Виллема ван де Велде Младшего, его ученика.

Парусники на море в ветренный день
Парусники на море
в ветренный день.
Ян Порселлис.

Морской пейзаж (Рейсдаль Якоб Исаак)
Морской пейзаж.
Рейсдаль Якоб Исаак.

Вид на Фудзи из-под волны около Канагавы (Кацусика Хокусай)
Вид на Фудзи из-под волны около Канагавы.
Кацусика Хокусай.
Между 1826 и 1833 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.