Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Монументальное искусство


(название происходит от латинского monumentum, что означает "памятник".)

Храм Христа Спасителя в МосквеВид изобразительного искусства, произведения которого характеризуются идейным содержанием, обобщенностью форм, являются идейной или формовой доминантой архитектурной композиции и предназначены для конкретного архитектурного окружения. Отличительные черты произведения объединены участием в создании образа, выражающего дух своей эпохи. Монументальное искусство включает памятники, монументы, композиции живописи, скульптуры, витражи, мозаичное искусство, скульптуры для городских площадей и парков, фонтаны и прочее. Монументальная архитектура - это храмы, дворцы, мемориальные ансамбли, предназначенные для культовых и светских церемоний и настраивающие массы на идейное единодушие. Архитектурные ансамбли организуют пространство с эстетической стороны, способствуя человеческой жизнедеятельности.

Монументальное искусство отличает величественность и значительность идейного содержания. Его назначение - в общественных и государственных задачах, основанное на потребности пропаганды определенных идей в народе. Произведения монументального искусства, как правило, посвящены историческим событиям, героическим подвигам, народным сказаниям; они являются частью ансамбля и предназначены для обзора с больших расстояний, поэтому с целью выразительности в них преобладают лишь крупные детали.

Монументальное искусство получает особо активное развитие тогда, когда художественная культура переживает период утверждения позитивных социальных ценностей. Монументальное искусство развивается со времен первобытного строя. Менгиры, культовые статуи, наскальные росписи преподают нам реальность первобытного человека, отражающую его веру в могущество сил природы и свидетельствующую о его трудовых достижениях. С разделением общества на классы монументальное искусство становится ориентированным на общественные взаимоотношения.

Мозаика церкви близ Афин (11 в.)Принципы древнеегипетского искусства - монументальность и статичность, которые должны были утверждать идею непоколебимости общественного уклада жизни в рабовладельческом строе, превознося личность властителя (пример - Большой сфинкс в Гизе), но кроме того, искусство становится воплощением представления о духовной силе человека, победе общины над природой. В период подъема рабовладельческой демократии Древней Греции произведения монументального искусства, исполненные веры в красоту и человеческое достоинство (декор афинского Парфенона), в реалистичном свете воплотили идеалы гуманизма древнегреческого полиса.

Художественный дизайн готического собора, его оформление скульптурой и живописью отображали не только идеи в общественном и церковном укладе жизни, порожденные феодальным строем, средневековым религиозно-догматическим мировоззрением, но и возрастающее самосознание городов, трудовое воодушевление городской коммуны (оформление скульптурой соборов в Шартре, Реймсе, Наумбурге). Конец 15 и начало 16 века отмечены общенациональным духовным подъёмом (эпоха Высокого Ренессанса в Италии), выраженным в накаленных драматизмом и преисполненных титанической мощи произведениях монументального искусства (статуя Давида, росписи Сикстинской капеллы Микеланджело).

С конца 16 до 18 в. политические и духовные события в жизни европейских и южно-американских стран были запечатлены в монументальном искусстве барокко. Вобравшее в себя черты монархии, аристократии и церковного уклада, это искусство было призвано возвеличивать их могущество, стимулировать религиозные чувства, а кроме того, оно представляло прогрессивные идеи эпохи относительно непостоянства и непрерывного развития мира (декорирование живописью и скульптурой итальянских дворцов и храмов 18 в., монументальное творчество Л. Бернини и других). Рост национального самосознания, влияние французского и русского просветительства было отражено в памятниках классического монументального искусства (18-19 в.), исполненных патриотического пафоса и гуманизма. В них усматривается величественность, простота и ясность замысла и средств художественного выражения (композиции скульпторов Щедрина, Демута-Малиновского, Мартоса). Ко второй половине 19 в. начинается спад в развитии монументального искусства. Сочетание стилей, воспроизведение предшествующих стилевых форм, свойственных архитектуре этого периода, отобразились в монументальном искусстве. Монументальное искусство на рубеже 19-20 в. характеризуется сложным и противоречивым развитием. Постройки в стиле "модерн" гармонируют с произведениями монументальной живописи (Ф. Хедлер, М.А. Врубель, М. Дени и др.). С 20 в. начинает развиваться архитектонически обоснованная монументальная скульптура (Э.А. Бурдель, А. Майоль). Раскрывая тему, художники-монументалисты избирают публицистическую направленность и применяют личностно-эмоциональный подход, который переходит в классовую характеристику изображаемого события (композиции мексиканских монументалистов, росписи зданий Италии и Франции).

Фонтан Font Magica в Барселоне
Фонтан Font Magica в Барселоне.

Памятник А.С. Пушкину в Москве
Памятник
А.С. Пушкину в Москве.

Фрески в Станца делла Сеньятура (Рафаель, 16 в.)
Фрески в Станца
делла Сеньятура. Рафаель. 16 в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.