Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Septentrionalis pictoris (Северные художники)

Михаэль Пахер. Святой Вольфганг, молящий о чуде«Северными художниками» называют представителей Северного Возрождения – эпохи в искусстве Франции, Германии, Нидерландов первой половины XVI века. В этот период активно формировались новые жанры изобразительного искусства, его технические приёмы и способы, творчество приобретало персонализированные черты. Данная эпоха подарила миру многих крупных мастеров.

Северные художники выбирали в качестве фоновых объектов для своих картин архитектуру. При этом романский стиль зданий символизировал старое время, и выбирался фоном для сюжетов из Ветхого Завета. А для новозаветных сюжетов фоном служили готические здания.

Именно в Северной Европе зародилась экспрессивная - в особенности, если смотреть на ранние произведения - гравюра по дереву (ксилография), которую отличала «крестьянская» грубость. Если гравирование по металлу это в большей степени итальянская находка, то по дереву первыми стали гравировать немцы и швейцарцы в начале XV в. Экспрессия в готическом духе и натурализм нашли отражение в творчестве живописцев и скульпторов Германии: У. Графа, М. Пахера, Т. Рименшнайдера, Ф. Штосса, Х. Бальдунг Грина, Л. Кранаха, Й. Ратгеба, П. Фишера.

В конце XVI — начале XVII в.в Германии возник любопытный стиль, объединявший в себе позднюю Готику и элементы Барокко и Маньеризма. Эти стили попадали сюда из Италии, и связывались посредством традиций религиозного спиритуализма. В результате возник термин «барочная готика», или «позднеготическое барокко».

Как считал Вёльфлин, между этими тенденциями не видел противоречия только немецкий художник. Однако между Готикой и Барокко действительно есть общее: оба стиля проникнуты мистикой, иррациональностью, экзальтацией и экспрессивностью. Именно по этой причине так естественно смотрелась новая ренессансная живопись Германии и Нидерландов в окружении старинных готических построек, а пышные барочные алтари органично вписались в готические интерьеры.

Тот же период в Италии ознаменовался вхождением классицистической архитектуры в работы живописцев римской школы. Этот факт дал исследователям основание отрицать правомерность понятия «Северное Возрождение», либо называть этот период «осенью средневековья» (Й. Хёйзинга). С этой точки зрения, эпохи Северного Ренессанса как таковой не было, а из Готики был совершён непосредственный переход в Барокко.

Михаэль Пахер. Алтарь Отцов ЦерквиОднако по мнению Э. Кон-Винера, характерная черта готического стиля – усложнение форм – становилась причиной той лёгкости, с какой этот стиль ассимилировал чужеродные идеи. Отсюда и то жадное восприятие форм итальянского Классицизма, которое продемонстрировала поздняя немецкая Готика.

Она без предварительного поиска оснований включила их в свой арсенал, и тем не менее общая картина получилась удивительно целостной. Это впечатление целостности как раз и послужило поводом к выделению т.н. немецкого Ренессанса в отдельный стиль.

Тот же период в Италии ознаменовался вхождением классицистической архитектуры в работы живописцев римской школы. Этот факт дал исследователям основание отрицать правомерность понятия «Северное Возрождение», либо называть этот период «осенью средневековья» (Й. Хёйзинга). С этой точки зрения, эпохи Северного Ренессанса как таковой не было, а из Готики был совершён непосредственный переход в Барокко.

Однако по мнению Э. Кон-Винера, характерная черта готического стиля – усложнение форм – становилась причиной той лёгкости, с какой этот стиль ассимилировал чужеродные идеи. Отсюда и то жадное восприятие форм итальянского Классицизма, которое продемонстрировала поздняя немецкая Готика. Она без предварительного поиска оснований включила их в свой арсенал, и тем не менее общая картина получилась удивительно целостной. Это впечатление целостности как раз и послужило поводом к выделению т.н. немецкого Ренессанса в отдельный стиль.


Кранах Л.С. Святые Женевьева и Аполлония
Кранах Л.С.
Святые Женевьева
и Аполлония.

Скульптура Йорг Ратгеба и Ханса Бальдунга
Скульптура Йорг Ратгеба
и Ханса Бальдунга.

Лукас Кранах-старший. Портрет герцогини Екатерины
Лукас Кранах-старший.
Портрет герцогини Екатерины.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.