Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Николай Степанович Пименов


(6 декабря 1812 г. — 17 декабря 1864 г., г. Санкт-Петербург)

Христос (Н.С. Пименов)Русский скульптор, сын Степана Степановича Пименова. Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 году определил его в воспитанники академии художеств.

В академии художеств главным наставником молодого Пименова был Самуил Гальберг, хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые ему были присуждены в 1829—1832 году две малые и две большие серебряные медали. Окончив академический курс в 1833 году с малой золотой медалью, полученной за выделенный по программе барельеф «Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии», был оставлен на три года при академии для своего дальнейшего усовершенствования.

В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану Пименову для здания сената, а также лепкой статуи «Русский парень, играющий в бабки» на тему, предложенную академией художеств в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя в 1836 году доставила Николаю Степановичу искомую награду и обратила на него общее внимание; А. Пушкин приветствовал ее известной эпиграммой «Юноша трижды шагнул». В 1837 году Николай Пименов, как получивший большую золотую медаль, был отправлен за казенный счет за границу.

Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Лоренцо Бартолини. Произведения исполненные Пименовым в Италии, которые особенно достойны внимания: статуя «Мальчик, просящий милостыню», принёсшая художнику в 1844 году звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи «Мальчик, кормящий птичку» (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и «Мальчик, подкрадывающийся к бабочке», фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора, в Санкт-Петербург), надгробный памятник госпоже Нелидовой, модель группы для фонтана «Ян Усмовец, останавливающий разъяренного быка» и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь"), которые предполагалось поставить на концах Николаевского моста в Санкт-Петербурге.

Мальчик, просящий милостынюВ 1860 году Николай Степанович Пименов возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить для воспроизведения из бронзы две колоссальные группы, «Воскресение Христово» и «Преображение», для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 году, а вторая в 1854 году. За них академия возвела Пименова в звание профессора. В следовавшем за тем 1855 году он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор Николай Пименов сверх занятий со своими учениками по академии трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям, Корнилову, Нахимову и Истомину, князю Паскевичу для Варшавы, князю Воронцову для Тифлиса, императору Николаю I для Александрии близ Петергофа, А.С. Пушкину для Москвы. Но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами.

К произведениям последних лет жизни Пименова принадлежат также колоссальный бюст императора Николая I, украшающий собой биржевой зал в Санкт-Петербурге (1859 г.); бюст того же государя в виде русского витязя в Эрмитаже (1860 г.); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова; модель группы «Георгий Победоносец», которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые другие.

Кроме ваяния, Николай Степанович Пименов занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью. В музее Академии имеются две его картины: «Христос» и «Голова итальянца-монаха». Как скульптору Пименову должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства — это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией. Так же он был превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой.

Воскресение (Н.С. Пименов)
Воскресение. Н.С. Пименов.

Преображение (Н.С. Пименов)
Преображение. Н.С. Пименов.

Парень, играющий в бабки (Н.С. Пименов)
Парень, играющий в бабки.
Н.С. Пименов.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.