Germenevtica musicus (Художественная герменевтика)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneuo – истолковываю, разъясняю) – раздел искусствознания, изучающий связь между смыслом и значением, содержанием и художественной формой, а также отношения таких форм друг с другом.
Истории искусств известно явление омонимии (греч. homonymia – «одноимённость», «одинаково звучащий», от homos — «одинаковый», onyma — «имя»). С течением времени мировосприятие человечества меняется, и одно и то же изображение в разные эпохи расценивается по-разному. Отсюда ошибочные интерпретации, вольные трактовки, неаргументированные стилизации.
Лингвистические термины нередко используются художественной герменевтикой. Помимо «омонимии» в герменевтических работах встречаются понятия языка, лексики, «речевого зрения». Восприятие и осмысление семантики как изобразительных, так и словесных образов всегда было в какой-то мере затруднено.
Семантически структурирован текст самой известной в мире книги – Библии. Её язык изучается на трёх уровнях: внешнем (буквальном, телесном), аллегорическом (мифологическом, душевном) и высшем (пневматическом (греч. рneumа — «Дух»), духовном, мистическом. Эти уровни последовательно связаны между собой.
Древними проблема семантики решалась через канон. Но по мере того, как художественное творчество отделялось от религиозного, прагматического и научного, по мере развития художественно-выразительных средств, - канон, будучи искусственным, внехудожественным правилом, превращался в препятствие для самовыражения художника. И в этой ситуации художник принимал решение вступить в борьбу за свою свободу. Начало этого процесса не обошлось без трагических коллизий, к каковым можно отнести, например, иконоборческие восстания в Византии.
В связи с названными событиями заслуживают внимания точка зрения П.А. Флоренского. Он считал, что иконоборцы не отрицали религиозную живопись как таковую, но видели в иконах лишь субъективно-ассоциативную значимость, говорили об отсутствии в них связи с действительными первообразами.
В этом случае все действия по иконопочитанию – лобызание, молитва, каждение, возжигание лампад и свеч – могли расцениваться лишь как греховное идолопоклонство, т.к. относились к «изображениям», находящимся вне самих первообразов.
Пользуясь семантической терминологией, следует заметить, что знаки-изображения делятся на иконические - схожие по внешним признакам с исходным объектом - и конвенциональные (лат. conventio — «договор, соглашение»), внешняя форма которых, или план выражения, не соответствует плану содержания. Все изображения, имеющие духовный, возвышенный смысл (в т.ч. иконы, фрески и т.д.) принадлежат к группе конвенциональных знаков.
Картинка «первообраза», которая появляется в сознании после презентации такого знака, называется символом. Идея «первообраза» и её представление в сознании имеют глубокую внутреннюю связь, они едины, - но не тождественны. Другими словами, изображение внешне напоминает изображаемый предмет, тем не менее его содержание не равно назначению данного предмета. Флоренский подчёркивает, что два мира – видимый и невидимый – соприкасаются, но при этом разница между ними всегда остаётся огромной.
Свою мысль философ иллюстрирует лингвистической парой значений: «лицо» - «лик». Лицо видимо для человеческого глаза, лик же выражает духовную сущность. А есть и третье значение – «личина», под которой понимается искажённое представление о лице, маска.
Герменевтика звучания.
|
Е. С. Громов Искусство и герменевтик.
|
Герменевтика подозрительности.
|