Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Матисс Анри Эмиль Бенуа


Henri Matisse (франц.); годы жизни - 31.12.1869 - 03.11.1954.

Анри МатиссЗнаменитый художник и скульптор, возглавляющий течение фовистов. Известен изысканиями в воспроизведении эмоций посредством цвета и формы. Место рождения - Франция, Ле-Като. Отец - торговец зерном и красками. В 1980 г. Бенуа производит свои первые работы в живописи. В 1892 г. он проходит обучение в Академии Жюлиана Бугро, мастера салонного искусства. С 1893 по 1898 г. - работник мастерской Г. Моро (Школа изящных искусств). Г. Моро близок к сфере мистического и символического в искусстве; он предрекает большое будущее Матиссу, высоко оценив его изыскательную работу в сочетании цветов.

Становление художника

Период с 1901 по 1904 г. проходит в интенсивном творческом поиске и усиленной работе над скульптурой. По мнению самого Матисса, его переходом к новой манере работы стал 1898 год. Шаг за шагом он становится свободным от авторитетных влияний известных мастеров; его палитра светлеет; он открывает технику импрессионистического дробного мазка. Художник завязывает знакомство с группой "Наби", исследует творчество А. Майоля, ему нравятся произведения Поля Сезанна, Поля Гогена (посмертная выставка художника проходила в Париже, 1903 г.). Первая выставка Матисса была организована в 1904 г. у А. Воллара. 1905 год ознаменовался композицией "Роскошь, покой и сладострастие", названной под впечатлением стихотворения Ш. Бодлера. Декоративизм стиля модерн упомянутой картины "уживается" с точечной манерой исполнения, что характерно для пуантилизма. Вскоре Матисс отдал предпочтение широким энергичным штрихам, отвергнув точечную технику исполнения.

Фовизм.

В 1905 г. работы Матисса были представлены в "Осеннем салоне" (Париж) среди коллекций других художников (Андре Дерен, Морис де Вламинк), поразивших публику динамикой красок. Некто из критиков иронично назвал художников "Fauws" - "дикими". Их произведения произвели массовый фурор и стали началом нового течения - фовизма. В то время Матисс изучает скульптуру африканских народов, коллекционирует ее, увлекается японской ксилографией в классическом стиле, интересуется арабским декоративным искусством. В 1906 г. выходит в свет его работа "Радость жизни", сюжет которой был создан под впечатлением поэмы С. Малларме "Послеобеденный отдых фавна", где сосуществуют мотивы пасторали и вакханалии.

Выходят первые литографии, гравюры, керамика; совершенствуется картина, выполненная пером, карандашом и углем. Графика Матисса характеризуется сочетанием арабески с тонким чувственным обаянием натуры.

Зрелое творчество Анри Матисса

Красные рыбки (А. Матисс, 1911 г.)Поездка Матисса в Алжир способствовала его увлечению орнаментами в стиле арабески мусульманских восточных народов. Представление Матисса о монументальном декоративном искусстве нашло свое воплощение в картинах "Танец" и "Музыка" (1910 г.), сотворенных в доме коллекционера С. Щукина. В каждой картине изображены красные тела. Возвратившись из путешествия в Марокко (1913 г.), Матисс проникся яркими сияющими ландшафтами и фигурными композициями, что проявилось в следующих его композициях, в том числе, "Бербер" (1913 г.), впечатляющий цветовыми контрастами.

Творчество Матисса базировалось на тонком изучении натуры, приемов живописи и не было умозрительным, в отличие от произведений кубизма, свойственных его времени. Полотна, изображающие женщин, пейзажи и натюрморты, могут производить впечатление незначительных по тематике, но эти картины - результат длительного изучения естественных форм, поддавшихся смелому преображению под кистью художника. Матисс - мастер гармоничного воспроизведения непосредственной эмоциональности в наиболее строгой художественной форме. Первая мировая война могла забрать жизнь молодого таланта, когда он в возрасте 44 лет попытался поступить в армию добровольцем, но ему отказали. Его произведения, созданные в интервале с 1914 по 1916 годы, отличались геометрическим выражением форм.

После окончания войны Матисс некоторое время проживал в Ницце. В 1921 г. он переехал туда окончательно. Располагающая атмосфера южной Франции способствовала его работе над серией "Одалиски", преисполненной чувственности: на декоративном фоне были изображены женские фигуры, разодетые в экзотические платья. В Ницце им было создано большое количество интерьеров, где внутреннее пространство гармонировало со внешним. Границей между ними выступали балконы, перила. Достичь подобного эффекта удавалось посредством синтеза оттенков, техники природных и орнаментальных узоров.

В 1930 г. Элберт Барнз, американский коллекционер произведений Матисса, заказал у него декорацию для частного музея. Создавая "Танец" (1934 г.), Матисс впервые воспользовался цветной бумагой, из которой сформировал точные фигуры. Работая маслом над своими многочисленными произведениями и книжными иллюстрациями (1930-е годы), Матисс преуспел в расширении границ пространства. Таким образом, формы переходили границы за рамкой. Примеры: "Музыка", "Румынская блуза" (1939, 1940).

В 1941 г. стал переломным годом, когда вследствие ухудшения здоровья (Матисс перенес операцию на кишечнике) художник был вынужден изменить свой стиль на более простой. Чтобы сэкономить потенциал своих физических возможностей, Матисс создал технику исполнения изображения из фрагментов бумаги (Papiers decoupes), что помогло ему в такой важнейшей задаче, как воссоединение рисунка и цвета. С 1943 г. Матисс начал работу над созданием иллюстраций к книге "Джаз", составляя зарисовки из обрезков бумаги, окрашенной гуашью. Иллюстрации были завершены к 1947 году. В 1944 г. жену и дочь Матисса арестовали за участие в течении Сопротивления.

С 1946 по 1948 г. палитра созданных Матиссом интерьеров стала вновь насыщенной. Произведения "Красный интерьер,...", "Египетский занавес" созданы на основе контраста света и тени, границ между внешним и внутренним пространством. Под конец 1940-х Матиссом были созданы витражи для часовни Розового Венца, спроектированной и возведенной на его средства. В 84 года (1954 г.) Матисс умирает в Симиезе под Ниццей.

Окно (А. Матисс, 1916 г.)
Окно.
Анри Матисс. 1916 г.

Красная мастерская (Анри Матисс)
Красная мастерская.
Анри Матисс.

Поднятое колено (А. Матисс, 1922 г.)
Поднятое колено.
Анри Матисс. 1922 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.