Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Клеевая живопись

Клеевая живопись (декорация) Техника живописи, при которой сухие красители растворяются в клеевом составе растительного или животного происхождения (казеинового, костного, рыбьего, мездрового; крахмального, камеди, траганта). Клеевая живопись - наиболее древняя, известная нам техника рисования. В данной технике практиковалось исполнение монументальной живописи Древнего Востока, росписи погребальных покрывал и саркофагов египетских фараонов, настенных росписей в России 17 века (комбинации с темперой, фреской), композиций средневековья Индии, Китая, Японии, Средней Азии. С применением клеевой живописи были сотворены росписи 18—19 в. общественных зданий, церквей, архитектурных дворцов Америки и Европы. Клеевая живопись 20 века используется преимущественно для эскизов и театральных декораций, плакатов, панно.

Любая основа в клеевой живописи нуждается в тщательной подготовке. Прежде всего, необходимо обеспечить абсолютно гладкую поверхность, нанося слой штукатурки, после высыхания которой наложить один или несколько слоев кипящего клея. Предварительно нанесенный слой необходимо довести шлифованием до состояния абсолютно ровной и однообразной поверхности, а затем приступать к нанесению красок. При использовании дерева или ткани в слой грунтовки добавляют часть мела на клею. Подобная техника постоянно совершенствовалась. Во времена средневековья в клей добавляли воск, или желток, разбавленный в уксусе. Клей имеет свойство соединяться с гуммиарабиком, медом, маслом, казеином, молоком фигового дерева.

Знатная египтянка за туалетом (клеевая живопись, Египет)Техника нанесения клеевой живописи требует скорости исполнения, так как краски, быстро высыхая, становятся непригодными для повторного использования. Кроме того, чтобы не допустить поднятия нижнего слоя, не рекомендуется наносить живописные слои на поверхность до абсолютного высыхания грунтовки. При этом техника клеевой живописи требует значительно высокую степень ловкости и мастерства по сравнению с живописью маслом. Это является причиной, по которой от нее постепенно отказываются, за исключением стеновой росписи и плафонов. Данную технику некоторые принимают за темперную живопись, в составе которой вместо клея присутствуют яичные желтки.

Современная клеевая живопись относится к способам, менее совершенным, которые пригодны только для выполнения работ временного значения, имеющих относительно небольшую художественную ценность, а также произведений, рассчитанных на ограниченный срок жизни. К подобным композициям относятся декорационные работы. В качестве связующего вещества для красок здесь служит обыкновенный плиточный клей разнообразных сортов, который имеет отношение к малярному, столярному, и прочим видам. В отдельных случаях применяется желатин, как более легкий компонент, который в водном растворе при охлаждении становится слишком густым по сравнению с другими видами клея, а также казеин - более дорогой компонент при менее эффективной растворимости.

Густота клеевых составов, так называемое, соотношение между водой и клеем, бывает различным и зависит от назначения клеевых красок. Низкое содержание клея в составе краски придает ей более рыхлую консистенцию, и краска может быть легко удалена при соприкосновении с окрашенной поверхностью, а при высыхании ее тон существенно отличается от изначального. Чем больше процент клея в краске, тем более плотной она становится и тем меньше изменяется при высыхании. Значительное увеличение процента клея приводит к утрате бархатистости тона, которая присуща тому или иному цвету. Тон становится "неживым", как говорят маляры и декораторы.

Волчица, кормящая младенцев (клеевая живопись, Таджикистан)Одна из важнейших областей применения клеевой живописи - изготовление театральных декораций. Матовая поверхность клеевой краски и приятная бархатистость здесь чрезвычайно уместны. Следует иметь в виду, что декорации не рассчитаны на особую долговечность, и при их немалых размерах для них допустимо использование недорогостоящих материалов. Некоторые виды красок (умбра, мел, ультрамарин, кассельская земля, брауншвейгская зелень, слоновая кость, сиенна и сажа) нуждаются в более прочном растворе клея, чем остальные краски: при недостаточном содержании клея они стираются. Краски растворяются в ведрах и других емкостях, они должны быть достаточно текучими, чтобы было комфортно работать с ними.

Применение клеевой живописи бывает затруднительным при изменении тона красок с их высыханием, поэтому мастер должен иметь соответствующие навыки и опыт. Кроме красок для декораций на клею изготавливают театральные занавесы, плакаты, панно. Все вышеуказанные работы исполняются способом декорационной живописи. С повышением клеевой составляющей тон краски в наименьшей степени отличается от изначального, но в данном случае не обойтись без добавки меда или глицерина, повышающих ее эластичность. Мед был популярен в старину при использовании клеевой живописи на досках. Кроме всего, мед замедляет высыхание краски. Если положить слишком много клея в краску, она превращается в желеобразную массу, и ее такой состав осложняет работу.

Прочность клеевой живописи незначительна. Клей не способен закрепиться сам по себе, поэтому он растворим в воде. Он отлично сохраняется только при малой влажности, а в сырой окружающей среде быстро набирает влагу, обрастает грибком, подгнивает. Для фиксации красителей в клеевой раствор рекомендуется примешивать раствор квасцов, а в завершение работы сбрызгивать живопись слабым раствором формалина, уксуснокислого глинозема. Только не каждая краска одинаково реагирует на указанные закрепители, некоторые из них способны изменить свой тон. Поэтому при желании получить прочную живопись проще применить другие методы, дающие отличный результат, например, темперу.

Охота фараона (клеевая живопись, Фивы)
Охота фараона.
Клеевая живопись.
Фивы. 15 в. до н.э.

Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова Маскарад
Эскиз декорации к драме
М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
А.Я. Головин.

Женщина с шарфом
Женщина с шарфом.
Клеевая живопись.
Иран. 19 в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.