Поль Сезанн - художник постимпрессионист
Главная > Гостевая > Словарь
     
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Златоустовская гравюра на стали


Златоустовская гравюра на сталиСвоё наименование этот вид гравюры на стали ведёт от названия российского города Златоуста, в котором он зародился. Появление его относится к началу XIX века, когда местные мастера стали практиковать украшение клинков. Однако назвать именно златоустовских гравёров открывателями этого вида народного промысла нельзя: холодное оружие стало предметом искусства гораздо раньше, ещё в древневосточных цивилизациях. Украшением клинков служили довольно сложные узоры, которые наносились при помощи резьбы и насечки. Западноевропейские мастера-оружейники применяли химические способы нанесения орнаментов.

В 1815 в Златоусте открылась фабрика по производству холодного оружия, которая согласно задумке её владельцев должна была почти полностью обеспечивать своей продукцией российскую армию и флот. Во всём мире к этому времени уже было принято декорировать стальные клинки, и не следовать этой традиции было невозможно. Поэтому к работе на фабрике были привлечены мастера из Германии – в основном из Золингена, т.н. «города лезвий». Немцы стали учить уральцев приёмам декорирования клинков, и те не только проявили себя как талантливые ученики, но и изобрели собственную оригинальную технику. Златоустовская школа отличалась от европейской, поэтому вскоре стали говорить о появлении «златоустовского стиля».

Поначалу единственными художниками на златоустовской фабрике, кто выполнял вытравку и позолоту клинков были отец и сын Шафы, одни из лучших золингеновских мастеров. Но начиная с 1818 года вся продукция декорировалась уже русскими. Время возникновения Златоустовского стиля относится к 20-30-м годам XIX века. Работы, датирующиеся этим периодом, уже отличает большое мастерство. Украшением клинков часто служили тогда сложные сюжетные композиции. Наиболее заметным мастером этого периода считается И.Н. Бушуев. Его лучшее произведение носит название «Древнее вооружение» и представляет собой полный набор рыцарских доспехов, предназначавшихся для русского цесаревича Александра.

Блюдо (Златоустовская гравюра на стали)Во второй половине XIX в. формирование стиля протекало труднее и медленнее. Среди причин этого явления – распространившаяся мода на Восток и желание расширить аудиторию покупателей гравюры за счёт её большей доступности для широких слоёв населения.

Бушуевские традиции нашли отражение в работах И.П. Бояршинова. Мастер в качестве декоративных элементов использовал орнаменты с изображениями цветов и трав Урала, животных, охотничьих сюжетов.

30-40-е гг. ознаменовались для фабрики значительным уменьшением количества выпускаемой продукции. Цех украшения клинков не единожды за этот период собирались временного расформировать или даже закрыть. И чтобы сохранить цех, П.П. Аносов выдвигает предложение: гравировать предметы быта. Фабрика принимает инициативу и начинает выпуск украшенных столовых приборов, подносов, подсвечников, ларцов. Нормально функционировать цех стал после проведения реформы в 1861 году.

Во второй половине XIX в. на фабрике получило развитие искусство орнамента. Украшение клинков составлял стилизованный растительный орнамент, который исполнялся в разных техниках (насечка золотом и серебром, просечные работы, вытравка и золочение). Клинки, украшенные ажуром и насечкой, отличало единство украшения с формой предмета. Данный стиль явился результатом серьёзного исследования целого спектра технических приёмов, использовавшихся в центрах по художественной обработке металла.

Для участвовавших в гражданской войне красноармейцев Златоустовский завод изготовил большое количество сабель, украшенных гравированными эмблемами. С.М. Будённому, К.Е. Ворошилову завод преподнёс в подарок гравированные сабли с золочением. В.И. Ленин, Ф.Э. Дзержинский получили от завода ножи для бумаги с революционной символикой на клинках.

В 20-30-х гг. XX в. златоустовские мастера занимались украшением столовых приборов, декоративных топориков, ножей для бумаги, именного подарочного оружия. После революции характер декора сильно поменялся. Вместо орнамента теперь можно было видеть портреты советских вождей и индустриальные пейзажи.

Аллах и Мухаммед (Златоустовская гравюра)С 1941 года и на протяжении Великой Отечественной войны завод выпустил более трёх тысяч финских ножей для танкистов из Уральского добровольческого корпуса.

После развала СССР и до настоящего времени работы Златоустовских мастеров участвовали в российских и зарубежных выставках и получили признание на международном рынке. На художественной обработке металла специализируются мастерские «Булат», «Практика», «ЛиК», «Формула» и другие.

Златоустовская гравюра – это самобытный вид искусства, в котором поразительные художественные эффекты достигаются за счёт применения специальной обработки. Для гравировки используются чистопробное золото, серебро, никель, которые делают златоустовский декор таким изящным, красивым и неповторимым. По этой причине Златоустовская гравюра столь популярна во всём мире и всегда принимает участие в самых масштабных мировых выставках и ярмарках.

Шлем (И. Бушуев и др., 1820-1830 г.)
Шлем. Фрагмент
(рыцарские доспехи).
Мастер И. Бушуев и др.
Сталь, чеканка,
гравировка, травление,
золочение. 1820-1830 г.

Чайный набор (Златоустовская гравюра на стали)
Чайный набор
(золочение, серебрение, выполнен
в стиле Златоустовской
гравюры на стали)

Наградная шпага (мастер Шаф, 1820 г.)
Наградная шпага.
Мастер Шаф.
Бронза, сталь,
литье,полировка,
гравировка, золочение.
1820 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.