Поль Сезанн - художник постимпрессионист
     
 

Натурщик или яблоко?

Старуха с четками (Поль Сезанн, 1895-1900 г.)Чтобы сеанс у Сезанна прошел удачно, недостаточно одной лишь усидчивости натурщика, необходимо еще много других условий. Амбруаз Воллар для забавы составил их список. Нужно, чтобы Сезанн остался удовлетворен работой, проделанной им накануне в музее (а ходил он в Лувр или в музей Трокадеро копировать картины великих мастеров), чтобы рядом с мастерской не было никакого шума, чтобы ни одна собака не залаяла; чтобы ничто, буквально ничто, не отрывало Сезанна от его размышлений. "Когда я работаю, мне необходим покой", - как бы извиняясь, говорит художник. Также очень важен цвет неба, так как работал Поль в основном по утрам. Ложился он очень рано, но ночью вставал поглядеть на небо. Небо - его неусыпная забота: вознаградит ли оно его завтра утром светло-серым тоном? Чтобы позирование было плодотворным, нужен именно этот светло-серый фон.

Когда Воллар пришео на улицу Эжезип-Моро на свой первый сеанс, торговец картинами немало удивился, увидев посреди мастерской что-то вроде подмостков, сооруженных художником по собственному его плану. Стул водружен на ящик, который стоит на "четырех шатких подпорках". Воллар явно заколебался. Сезанн успокоил его. "Вам не грозит ни малейшей опасности, господин Воллар. Вы не упадете, если будете сохранять равновесие. А когда позируешь, шевелиться нельзя". Сеанс начался. Воллар понятия не имел о том, что Сезанн смотрит на позирующих ему как на "яблоки". На этот раз, скованный полной неподвижностью, он в самом деле вскоре засыпает и... кубарем летит вниз вместе со стулом, ящиком и четырьмя подпорками. "Несчастный, - кричит Сезанн, - вы мне испортили позу!" Воллар усвоил урок, впредь он постарается подкрепить себя черным кофе.

Портрет Антония Валабреге (П. Сезанн, ок. 1870 г.)"Вы начинаете постигать искусство позирования, - говорит Сезанн, стремясь поощрить комплиментом Воллара, долготерпением которого он так злоупотребляет. - Это мне служит этюдом", - уверяет художник. Не зная устали, сколько бы ни писал, Сезанн даже не представлял себе, что позирующий может почувствовать усталость. Стоит Сезанну заметить, что Воллар сдает, как он суровым взглядом возвращал его к обязанностям натурщика. Сам же работал неутомимо.

Как бы далеко ни продвинулся Сезанн в своей работе, она никогда не казалась ему законченной. После ста пятнадцати сеансов художник отложил портрет Амбруаза Воллара.

Поэтому Сезанн и писал портреты с тех, кого хорошо знал. Впрочем, обращался Сезанн и к услугам натурщиков, но в этих случаях его картины представляли нечто среднее между портретом и жанровой картиной. Примером тому может служить "Старуха с чётками", ок.1896. Часто человеческая фигура становилась у Сезанна всего лишь элементом натюрморта, изображалась с той же бесстрастностью, что и неодушевлённые предметы. При этом некоторые портреты Сезанна полны экспрессии, например, "Портрет Валабрега", ок. 1870.

По материалам сайта http://www.impressionist--paintings.com



Название: Натюрморт с семью яблоками.

Ребенок в соломенной шляпе

Поль Сезанн, Тающий снег в лесу Фонтенбло




 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.