Поль Сезанн - художник постимпрессионист
     
 

Световоздушная среда

Гора Сент-Виктуар (Поль Сезанн, 1900 г.) "Для тех, кто рождён здесь, - заметил однажды художник, - ничто другое не представляет интереса". Поэтому на пейзажах Сезанна чаще всего изображён Прованс, родина живописца. Пейзаж был основным жанром художника, разумеется, в импрессионистический период (1872-1879) творчества, а единственный предмет наблюдения – природа. Для этого периода творчества характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма.

Излюбленным мотивом Сезанна была гора Сент-Виктуар, возвышающаяся в нескольких милях к востоку от Экса. Художник с удовольствием писал деревья ("Каштановая аллея в Жа де Буффан"). И ещё одну пейзажную тему нельзя не упомянуть - это Эстак, откуда открывался живописный вид на Марсельскую бухту ("Вид из Эстака"). В Эстаке Сезанн впервые побывал в 1870 году, скрываясь здесь от призыва на военную службу. После он возвращался сюда не раз. До тех пор, пока отец художника оставался в неведении по поводу его семейной жизни, Сезанн находил Эстак очень удобным местом - с одной стороны, отсюда было достаточно близко к родному Эксу, а с другой, достаточно далеко, чтобы его семейные дела оставались в тайне.

Каштановая аллея в Жа де Буффан (Поль Сезанн)Как самостоятельный жанр пейзаж (фр. paysage, от pays — страна, местность) окончательно сформировался в XVII веке. Создали его голландские живописцы. До этого пейзажи служили только фоном для тематических картин или портретов. Живописцы барокко воссоздают стихийную, порой грозную мощь природы. Классицизм разрабатывает тип "идеального пейзажа", героического либо идиллического (таковы картины К. Лоррена и Н. Пуссена). Единство, свойственное ренессансному пейзажу, распадается на отдельные разновидности ландшафта (морские, речные, лесные, горные, сельские виды), сохранившиеся в последующую эпоху.

Вид из Эстака (Поль Сезанн)В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, А. Мещерский в России) завершились достижениями импрессионистов, постоимпрессионистов (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К.Коровин, И. Грабарь в России), открывших новые возможности в передаче изменчивости мира, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.

Крупные мастера конца XIX и XX вв. (П.Сезанн, П. Гоген, Ван-Гог, А. Матисс во Франции, А. Куинджи, Н. Рерих, в России) расширяют эмоционально-ассоциативные качества пейзажной живописи. Художник не только стремится воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.


По материалам сайтов:

impressionist--paintings.com,
ru.wikipedia.org и iso.gogol.ru






 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.