Поль Сезанн - художник постимпрессионист
     
 

Обычные предметы, необычные образы

Натюрморт с кухонной утварью и яйцами (Ж.Б. Шарден, 1734-1735 г.)«Я хочу поразить Париж с помощью яблока», — писал Сезанн. Его новаторские натюрморты продолжают поражать и сегодня. И не только Париж, но весь мир.

Натюрморт как отдельный жанр родился в XVII веке в Голландии. Он пришелся по вкусу тогдашним заказчикам художественной «музыки» — растущей голландской буржуазии. Работы, исполненные в этом жанре, в буржуазной среде пользовались огромной популярностью. Не случайно большинство малых голландцев, которых мы сегодня знаем и чтим, — это, прежде всего, натюрмортисты. Пережив короткий «золотой век», натюрморт понемногу отошел в тень.

Повальное увлечение этим жанром сменилось тишиной и почти равнодушием, но и в XVIII веке встречались крупные мастера, сохранившие ему верность. Например, Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) всю свою жизнь писал безупречные по композиции натюрморты. Впрочем, таких, как он, тогда рассматривали как странное исключение из общего правила, предполагавшего создание полотен в духе барокко, рококо, а потом и классицизма с его жесткой иерархией «высокого» и «низкого» (в последнюю номинацию попал и натюрморт).

Натюрморт с компотницей (Поль Сезанн, 1879-1882 г.)Ситуация вновь изменилась в XIX веке, когда многие живописцы-новаторы нашли, что именно натюрморт лучше всего подходит для выражения новой художественной идеологии. Технические приемы при этом, разумеется, модернизировались.

Среди голландцев XVII века были как те, кто отличался виртуозной техникой изображения предметов, так и те, кто прославился умением превратить натюрморт в символ, напоминающий о бренности бытия. Сезанн «снял» это разделение, объединив в своих натюрмортах обе эти черты. Этот жанр как нельзя лучше соответствовал творческой манере и темпераменту художника, любившего работать медленно и вдумчиво. Будучи человеком замкнутым, он, кажется, предпочитал иметь дело именно с неживыми предметами. Известный факт: однажды, рассердившись на натурщика, он призвал его равняться на яблоко, «которое умеет оставаться неподвижным».

Справа вверху: "Натюрморт с кухонной утварью и яйцами", Ж.Б. Шарден, 1734 г.
Слева внизу: "Натюрморт с компотницей", П. Сезанн, 1879-1882 гг.


Автопортрет в белом тюрбане.

Натюрморт с тремя черепами.

Поль Сезанн. Картина Купальщица.




 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Поль Сезанн. Сайт художника.